Ранняя история нанесения изображений

Трафарет руки из пещеры Коске
Трафарет руки из пещеры Коске

   История высокой печати, литографии и других способов печати достаточно хорошо описана в литературе. Известны имена первопечатников, применяемая техника и материалы. Эти способы печати сами «печатали» свою историю. В виду того, что трафаретная печать возникла в доисторические времена, её история не содержит, подробной информации описания технологии и жизнеописания печатников. Начиная с 70-х годов ХХ-го века, были опубликованы две важных работы по истории трафаретной печати: Клауса Герхардта (ФРГ 1974), и Элинора Нотебума (США 1992). В последние годы поиск документов, посвященных аспектам трафаретной печати, дополнительно не проводился за исключением нескольких публикаций в периодической печати. В связи с этим тема истории трафаретной печати является весьма сложной.

Нанесение изображений с помощью шаблона – изобретение не вчерашнего дня. История возникновения трафаретной печати очень давняя, если не сказать древняя. Искусство трафаретной печати своими корнями уходит глубоко в прошлое человечества — на десятки тысяч лет. Задолго до появления письменности люди нашли способ отразить и передать свои мысли об окружающем мире с помощью рисунков. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Самым большим успехом в духовной жизни людей того времени было появление первых и еще очень робких шагов в области изобразительного искусства, памятники которого относятся к началу ориньякской эпохи.

Практика нанесения изображений существует по крайней мере со времен палеолита, хотя приводятся данные (пока еще недостаточно аргументированные), что она значительно древнее – до 60 тыс. лет. От Урала до южной оконечности Иберийского полуострова насчитывается около трехсот пещер, скрывающих в своих глубинах изображения, которые относятся к древнему каменному веку, или палеолиту, – огромной по продолжительности эпохе (от 2 млн. лет до 10 тыс. лет назад).

Ученые различают два вида примитивных технологий. Первая основана на применении каменного или металлического инструмента, - петроглифы или гравировки. Они наносились в узких переходах гротов, пещер и на открытых скальных плоскостях или валунах разными методами: некоторые – выцарапывались, другие – выбивались, третьи – прошлифовывались. Достаточно часто встречаются изображения, выполненные по шаблону (трафарету) с применением натурального пигмента на водной основе, они называются писаницами. Подручным инструментом–шаблоном, чаще всего служили руки самого художника.

На скальные рисунки часто изображают руки в негативном и позитивном варианте. Руки считались знаком, отражающим освоение пространства. Кроме того, они являлись для древнего художника самым подходящим инструментом одновременно оригиналом.

Изображения наносились через трафареты, когда просто прикладывали руку и через короткую палочку, например через полую кость, выдували черный, красный, белый или желтый пигмент природного происхождения, очерчивая контуры или ореол кисти.

Трафареты рук — одна из излюбленных тем в истории первобытного искусства. Рисунки, выполненные по шаблону, датируемые 27 тыс. лет до н.э. (по радиоуглеродной датировке), обнаружены были в 1911 году в пещерах Верхних Пиреней Франции (Нио, Ляско, Фон де Гом, Коске) и Испании (Альтамира, Дела-Пенья, Пасегья). В нескольких километрах от местечка Санкт-Бертран-де-Коммингес, есть пещера которая славится своими стенами, украшенными загадочными картинами рук. К самым ранним относятся "негативные" изображения человеческой руки. Впервые 160 изображений рук, обведенных красной и черной краской, были обнаружены в пещере Гаргас (по последним подсчетам К. Барьера в пещере 236 отпечатков детских и взрослых рук, 136 из которых достоверно "левые", а 22 – "правые"). Каждый народ использовал этот метод печати согласно своим традициям. Так в Аргентине в знаменитой «Пещере Рук» поверхность вокруг приложенной к стене ладони закрашена c помощью шаблона, таким образом полученный рисунок повторен множество раз.

Французский исследователь Мишель Лорбланше экспериментально подтвердил технику «выдувания» применяемую традиционными австралийскими художниками. Прямые и кривые линии контура фигур он выполнял по трафарету, просто прикрывая поверхность камня ладонью, а продувая краску сквозь отверстие в кожаном лоскутке, получал пятна. Выдуванием краски непосредственно изо рта или через костяную трубочку с расстояния 7–10 см выполнялись и негативные отпечатки кистей рук, так называемые «трафареты». Во всяком случае, эксперимент показал, что это не только самый простой, но и весьма экономичный способ их создания – расходовалось от 3 до 10 г сухой измельченной краски. Уже тогда люди знали простейший аэрограф.

Проведенные в ряде французских пещер (Ляско, Нио) анализы показали, что краски были многокомпонентными, специально приготовленными. Компоненты краски измельчались, просеивались, смешивались с водой, иногда нагревались для получения оттенков. Установлено, что отдельные краски имеют растительное происхождение, другие изготавливали из моллюсков, мелких насекомых. В других пещерах в качестве пигмента применялась охра, древесный угль, гематит (железный блеск, железная слюда, красный железняк) и черный пигмент (двуокись марганца). Связующим краски служила органика животных (жир, мозг, кровь).

Отпечатки рук встречаются во многих пещерах доисторических людей. Первобытные трафаретчики прижимали свою руку к стене и заливали вокруг краской. “Пещера Рук”, расположена к югу от Перито Морено в Аргентине. 

Древние рисунки найдены во многих точках планеты, они встречаются в укромных местах в пещерах, под скальными навесами, и под открытым небом. Известны пещеры с палеолитическими росписями в долине Везере во Франции и петроглифы Валкамоники на севере Италии, наскальные изображения Национального парка Какаду на севере Австралии, первая в Европе пещера Альтамира (Испания), местонахождения Тадрарт Акакюс в Ливии и Альта-фьорд на севере Норвегии. Это также памятники национального парка Сьерра-де-Капивара в Бразилии, обширные местонахождения Сьерра-де-Сан-Франциско на западе Мексики, петроглифы в районе Богуслен на западе Швеции и палеолитические петроглифы под открытым небом в Фош Коа, Португалия.

Аналогичные находки найдены и на территории России и описаны в многочисленных работах. В частности, книга "Мифы в камне. Мир наскального искусства России" изданной в Институте археологии Российской академии наук, посвящена писаницам. Этот труд в известной мере подытоживает многолетние исследования М. Дэвлет и Е. Дэвлет в этой области археологии. География петроглифов в их книге - вся Россия, все известные отечественные "заповедники" наскального искусства. Описаны многие районы Сибири, Дальнего Востока, Урала, Кавказа, северо-запада европейской части России, даны подробные сведения и иллюстрации.

Являясь ценнейшим источником знаний о жизни людей в дописьменные времена, наскальные рисунки помогают понять духовный мир наших предков и составить представление о путях эволюции изобразительного искусства. В нашей стране вопросами сохранения исторического наследия занимается Государственный научно-исследовательский институт реставрации. Объектами рестоврации являются местонахождения петроглифов Верхней Лены, о. Байкала, рек Енисея и Томи.

Рраскрытая ладонь — не только автограф древнего-трафаретчика, но и символическое обозначение его творческих способностей, его человеческой сущности.

В художественной деятельности людей последующих эпох как будто наступает пауза. Ее продолжительность разная в разных регионах.

 

Chauvet пещера во Франции. Отпечатки рук встречаются во многих пещерах доисторических людей. Первобытные трафаретчики прижимали свою руку к стене и заливали вокруг краской. Отпечатки рук встречаются во многих пещерах доисторических людей.
Chauvet пещера во Франции. Отпечатки рук встречаются во многих пещерах доисторических людей. Первобытные трафаретчики прижимали свою руку к стене и заливали вокруг краской. Отпечатки рук встречаются во многих пещерах доисторических людей.

История развития техники трафаретной печати

История трафаретной печати с применением сетчатых форм насчитывает тысячелетия. Существуют гипотезы о китайском и корейском происхождении трафаретной печати, основывающиеся на том факте, что шелк начали производить в этих странах за много тысячелетий до н. э. Но нет, однако, свидетельств, которые могут с достоверностью это подтвердить.

По-видимому, печатали по ткани еще в древнем Китае, задолго до нашей эры, в эпоху расцвета производства натурального шелка, и в Финикии, причем именно по ткани. Печатная форма изготовлялась из шелковых волокон, откуда и происходит дошедшее до нас (один из вариантов толкования) название «шелкография».

Согласно дошедших до нас исторических фактов, трафаретная печать, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией на территории современного Ливана. Многие особые совпадения указывают на то, что хранителями знаний о технологии трафаретной печати, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы.

Существует гипотеза о зарождении трафаретной печати на Ближним востоке, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. На это указывают узоры финикийских тканей, в которых присутствуют повторяющиеся рисунки, нанесенные красным пигментом получаемых из морских малюсков. Подобные рисунки невозможно было создать без помощи специального оборудования, которым финикийцы, без сомнения, обладали.

Расцвет финикийской культуры пришелся на 1200 – 800 года до н.э. Небольшой семитский народ, живший на территории современного Ливана в восточной части Средиземного моря, был одними из великих мореплавателей античности. Финикийцы ходили за Гибралтарский пролив до Канарских и Британских островов, плавали по всему бассейну Средиземного моря. Кстати, именно финикицы в VII веке до н. э. совершили грандиозное путешествие, которое через две тысячи лет повторил Васко де Гама. Будучи отменными мореплавателями, и имея широкие торговые связи с различными народами, они вполне возможно могли позаимствовать у какого-либо из них технологию множественного переноса изображений на ткань, создания так называемых раппортов. Археологические находки и исторические исследования показывают, что финикийцы (или какой-то соседний народ) нашли способ воспроизводить рисунки, по крайней мере на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными. Но представляют рождение "множительной" системы, системы "повторения изображения". Нужно рассматривать рождение искусства трафаретной печати не как искусства, происходящего от печатания по тканям - шелку или другим, - а как технологию, базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов", на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных материалов. Конечно, древние формы - шаблоны не могут соперничать с современными технологиями, но они могут являться точкой отсчета возникновения техники трафаретной печати.

Нанесение узоров по трафарету использовались такими великими цивилизациями, как египетская и греческая. В древнем Египте, и одними из прародителей можно по праву считать тутанхамоновских современников, преклоняющихся перед сфинксами, кошками, скарабеями и прочей свято почитаемой живностью. Установлено и то, что трафаретами пользовались в древнем Египте 2500 лет до н. э. для получения изображений при украшении стен гробниц и футляров для мумий, росписи керамики и других предметов.

 Египтяне как правило, используют очень яркие основные цвета основном красный, синий и желтый.

Многочисленным стройкам требовалось много художников для выполнения оформительских работ. Для повышения качества и скорости работ применялась простая технология шаблонов не требующая высочайшей квалификации исполнителя. Она заключалась в следующем: рисунок накалывали по - контуру, полученный трафарет накладывали на стену и через отверстия втирали сажу. На поверхности оставался четкий след будущего изображения. Этот способ используют и сейчас и называют “метод припороха. Затем каменотес, углублял контур рисунка. Далее работник наносил внутрь
абриса тонкий слой штукатурки и раскрашивал согласно оригиналу красной и желтой охрой.

 

В древней Греции трафареты также использовались для разметки мозаичных композиций и росписи стен.

Далее, из-за отсутствия исторических данных все пути ведут в Римскую империю в первый век нашей эры. В позднем Риме трафареты применяли все с той же целью и кроме того для обучения письму и изготовления, прототипа современно наружной рекламы, красочных табличек приглашавших граждан Рима на игры и собрания.

Трафареты–шаблоны датированные IV веком до н. э. были найдены и в Индии. В Перу и Мексике в доколумбовую эпоху тоже печатали по текстилю. Наверное, этот простой и доступный способ применялся многими народами на всех континентах.

Эти же методы шаблонной печати применяли в течение многих тысячелетий, для украшения одежды на многих островах Тихого океана. Трафареты достигли высокого уровня изящества в индонезийском архипелаге. Техника трафарета была объединена с технологией батика (ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов, например воска, парафина). Эти процессы развивались из поколения в поколение методом проб и ошибок. 

 

Древние египетские рисунки выполненные с применением шаблонов
Древние египетские рисунки выполненные с применением шаблонов


Восточный след трафаретной печати

   Если сомнения по поводу того, кто начал применять трафарет первым, остаются, то далее нет противоречий: в последующие века способ печати через трафарет использовался на Востоке. Одни из самых ранних сохранившихся свидетельств применения трафаретной техники относятся к I веку н. э. и находятся в Китае. В 1907 году британский археолог Марк Аурель (Орэл) Стейн в пещерах Тысячи Будд в Дуньхуане (на крайнем западе нынешней провинции Ганьсу) обнаружил шелковые ткани с изображениями Будды, выполнеными с помощью трафаретов.

  Трафаретная печать впервые появилась в узнаваемой форме во времена династии Сун (960-1279г. н.э.) или даже при династии Танг (618г. н.э.). В Китае были найдены шелковые ткани с изображениями Будды и исходные рисунки на пергаменте. Вдоль линий на рисунках пробиты дырочки, постукивая мелом по ним получали отпечаток на ткани. Меловые линии обводили и затем вручную раскрашивали изображение. Этот способ нельзя назвать трафаретным как таковым, но он явился важным этапом в развитии трафаретной техники. По шелковым путям метод распространился среди других восточных культур.

 

Эта техника, впервые появившаяся в Китае предполагает применение не только сложных, цветоделеных бумажных форм–шаблонов, но и требует завершающей прорисовки вручную с помощью жесткой кисти. Благодаря чему изображение получаяеся очень реалистичным.

Технология печати по шаблону на японских островах появляется в VI веке, виде вырезных бумажных трафаретов под названием «катаги». Катагами (ката – бумага и гами - тяжелая) была на протяжении почти пятисот лет и остается до наших дней важной частью японской культуры.

 

Сам бумажный трафарет изготавливали из волокон тутового дерева проклеивая их соком незрелой хурмы, который придавал изделию типичный коричневый цвет. Требуемое сопротивление к воде придавал танин содержащийся в плодах хурмы. Танины это фенольные соединений растительного происхождения, содержащие большое количество групп -OH. Танины обладают дубящими свойствами. Дубящее действие танинов основано на их способности образовывать прочные связи с белками и биополимерами. В настоящее время его применяют как пищевую добавку E181.

Существует два метода изготовления трафарета – шаблона, «ударный» когда набиваются отверстия и «вырезной» позволяющий воспроизводить длинные и тонкие штрихи. Для удержания тонких элементов шаблоны склеивались, а между ними прокладывали шелковые нити. В настоящее время катагами являются предметом национального достояния Японии и их можно встретиь в частных и государственных галереях многих стран.

Бумажные трафареты, использовались для печати по текстилю в технике называемой Katagami (型紙). Впервые были использованы для украшения кожаных изделий, таких как стремена и воинских шлемов. Они впоследствии стали применяться для нанесения рисунка на ткань что позволило добиться больших успехов в развитии культуры кимоно. Ранние модели бумажных трафаретов называли «исэ–катагами», поскольку они были созданы в городе Широко на берегу залива Исе в бывшей провинции Исэ (современная префектура Миэ). Трафареты много сотен лет используют для изготовления знаменитых японских тканей «katazome» (型染め). На ткань через трафарет накладывается специальная рисовая паста жесткой кистью или шпателем (мастихином), затем ткань погружается в краситель индиго, который не прокрашивает пропитанный пастой рисунок, как воск в батике. Таким образом, простым и дешевым методом удавалось на хлопковой ткане эмитировать дорогую парчу. Процесс трафаретной печати имеет свои истоки в katagami, с её тонкой сетью шелковых нитей.

 

Около 300 лет назад появился, например, особый вид японской трафаретной росписи «Кавати» (Kawachi провинция в Японии). Благодаря своим особым качествам - прочности и долговечности – хлопчатобумажная ткань Кавати постоянно использовалась в повседневной жизни крестьян и рыбаков. Из неё делали кимоно, постельные принадлежности, рабочую одежду. Первоначально ткань была одноцветной, но в дальнейшем мастера стали украшать ее разнообразными орнаментами, расположенными преимущественно на синем фоне. Излюбленными узорами были "хризантема", "пион", символизирующие счастье. Постельные принадлежности обычно украшали узоры "феникс", "журавль и черепаха", являющиеся символами долголетия, богатства и семейного счастья. (В 2005 году в Эрмитаже проходила очень интересная выставка этих тканей).

 

В Средневековье, самураи и крестоносцы с помощью шаблонов оформляли военные доспехи, знамена и другую амуницию. В V веке в Китае способом трафаретной печати тиражировались императорские указы, раскрашивались веера, непременный атрибут тех времен. Украшали стены домов, наносили рисунок на текстиль, данным способом изготавливались японские и китайские миниатюры на ткани.

Из средневековья ранняя форма трафаретной печати дошла до наших дней в виде кусков ткани частично смазанных смолой. Так получали печатную форму, а затем с помощью кисти или тампона из шерсти наносили краску через свободные места на запечатываемую поверхность.

Значительное улучшение метода произошло много столетий спустя, примерно в 1185-1333 гг. около города Камакура (остров Нипон), бывшего тогда столицей Японии. В этом городе тогда процветали все виды искусства, включая печать. Декорировались доспехи воинов и украшения для коней, как трафаретным методом, так и с помощью гениального новшества: поскольку изображение всего рисунка, полученного только путем вырезания материала, не держалось вместе, изображение вырезалось и наклеивалось на сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос или животных, натянутых на раму. Таким образом, изображение рисунка держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный краской, прижимался к запечатываемой поверхности через трафарет. Считается, что именно тогда в начале ХII века трафаретный способ печати приобрел свои нынешние характерные черты. Со временем из Китая, по-видимому, трафаретная техника достигла Сиама (Таиланд), Персии (Иран) и Индии. Индийцы в свою очередь, позже передали его англичанам, когда последние завоевали Индию.

В 19 веке, после окончания изоляции Японии в 1853 году, японский текстиль был продемонстрирован на Всемирной ярмарке и вызвал немало восторгов. Вскоре после этого мастера в Англии и Франции для печати на ткани начали применять формы из шелка и шаблоны из пропитанной смолами бумаги.

 

 

Печать katazome и окрашивание текстиля в красителе индиго
Печать katazome и окрашивание текстиля в красителе индиго
Техника вырезных бумажных трафаретов катагами (Katagami)
Техника вырезных бумажных трафаретов катагами (Katagami)
Бумажный трафарет
Бумажный трафарет
Трафарет 1880 г.
Трафарет 1880 г.
Инструменты для печати
Инструменты для печати
Кимоно
Кимоно